Главная Родителям

 

 

Анализ мультфильма

 

 

Для помощи  родителям в выборе мультфильмов  для детей  мы  используем  схему анализа мультфильмов, разработанную  С.Ю. Каптюхиной и И.А. Павловой.  На ее  основе можно оценить степень негативного влияния того или иного мультфильма на дошкольника. Данная схема была составлена с учетом  результатов психологических исследований (М.В. Соколова, Е.О. Смирнова, М. Голик, Е.А. Дудкина, И.М. Пивоварчик, А. Лиллард), а также с использованием части требований законодательства (были учтены некоторые пункты закона о защите детей от негативной информации). Схема состоит из 11  критериев, затрагивающих как способы подачи информации (скорость смены кадра, изображение героев, спецэффекты и др.), так  и отличительные особенности поведения персонажей, а также воспитательную и образовательную функцию мультфильма.  Педагог-психолог, воспитатель выбирает вариант ответа по каждому критерию, подходящий  для анализируемого мультфильма, и фиксирует его номер  в отведенной для этого графе, затем результаты по всем критериям суммируются, что дает итоговый балл оценки данного мультфильма.

324324



Схема анализа мультфильма

Название мультфильма ____________________________________________
________________________________________________________________

Критерий

Ответ

1

2

I. Скорость  предъявления видеоряда:

1)  плавная и медленная смена кадров;

2) скорость смены кадров зависит от сцены (от быстрой до плавной, медленной);

3) постоянная и быстрая смена кадра

 

II. Количество и влияние спецэффектов:

1) спецэффектов нет, либо малое количество, они не вызывают сильного проявления эмоций;

2) умеренное  количество спецэффектов, некоторые из них вызывают сильное  проявление эмоций (удивление, гнев, страх и проч.);

3) большое количество спецэффектов, привлекающих внимание, вызывающих сильное проявление эмоций (удивление, гнев, страх и проч.)

 

III. Изображение  героев:

1) естественное изображение всех героев;

2) некоторые герои имеют неестественный вид, некоторые части тела искажены, но в  мультфильме объяснены причины этих изменений;

3) изображение героев полностью не соответствует действительности, части тела  искажены, причины данных изменений в мультфильме не уточнены

 

IV.  Соответствие действий героев реальной жизнедеятельности и  знаниям дошкольников:

1) полное соответствие – детям понятны действия героев, они не требуют дополнительного уточнения;

2) некоторые  действия героев требуют дополнительного уточнения взрослых;

3) полное  несоответствие – действия героев непонятны, детям необходимы  постоянные пояснения

 

V. Характеристика речи героев:

1) темп речи  не быстрый,  есть  интонационные паузы, голос героев приближен к реальным, разборчив;

2) у некоторых героев  темп речи быстрый, голос искажен, сложно разборчив;

3) темп речи быстрый, голос героев искажен, не похож на реальный, иногда  сбивчив, сложно разборчив

 

VI. Доступность  содержания речи героев для дошкольников:

1) содержание речи доступно дошкольнику, не требует дополнительных пояснений;

2) некоторые слова или выражения требуют  дополнительных пояснений взрослыми;

3) содержание речи недоступно дошкольнику, требует пояснений  взрослыми

 

VII. Проявление агрессивных действий:

1) герои не проявляют  агрессивных действий по отношению к себе и друг к другу;

2) присутствуют единичные проявления агрессивного поведения;

3) частая демонстрация агрессивных действий  героев

 

VIII. Степень ответственности героев за совершенные ими негативные действия:

1) герои несут  ответственность за совершенные негативные действия, наказываются,  «добро побеждает зло»;

2) не все  несут ответственность  за совершенные негативные действия, условно  «хорошие» герои при совершении негативных действий не наказываются;

3) герои при совершении негативных действий остаются безнаказанными, их поступки  не объясняются

 

IX. Демонстрация откровенных сцен и сексуальность героев:

1) откровенных  сцен нет, в изображении героев нет акцента на их сексуальности;

2) откровенные сцены отсутствуют, но внешность героев может быть подчеркнуто  сексуальной;

3) демонстрация откровенных сцен, гипертрофированная сексуальность героев

 

X. Образовательная функция:

1) при просмотре мультфильмов ребенок приобретает знания и умения, которые впоследствии могут быть применены на практике;

2) в мультфильме нет  явного акцента на образовательной функции;

3) сюжет мультфильма не только не несет в себе образовательной функции, но и всячески высмеивает возможные способы приобретения знаний и умений

 

XI. Воспитательная  функция (морально-нравственная основа):

1) герои транслируют принятые в обществе нормы морали, есть четкое разделение на «добро»  и «зло»;

2) есть разделение на «добро» и «зло», но герои не всегда ведут себя в соответствие с моральными нормами;

3) поведение героев полностью противоречит моральным нормам, возможно, ведет к разрушению уже известных ребенку правил поведения, размыты границы «добра» и «зла»

 

Сумма баллов

 

Примечания

Интерпретация результатов

11-16 баллов.  Мультфильм можно рекомендовать  к просмотру детям дошкольного возраста. Он оказывает положительное влияние  на психическое развитие ребенка, выполняет социализирующую, воспитательную и образовательную функции, формирует правильные знания об окружающем мире. Герои такого  мультфильма имеют естественное изображение, их речь ясна, агрессивные действия сведены к минимуму. Сюжет мультфильма понятен и доступен детям дошкольного возраста. Данный мультфильм ребенок может смотреть как самостоятельно, так и вместе со взрослым  с последующим обсуждением.

17-24 балла. Мультфильм  можно рекомендовать  к просмотру детям дошкольного возраста совместно с родителями, т.к. некоторые сцены могут вызвать у ребенка вопросы, требующие объяснения. Данный мультфильм можно считать скорее средством развлечения, нежели обучения и воспитания. Просмотр такого мультфильма должен быть ограничен во времени, обязательно обсужден со взрослыми.

25-33 балла. Мультфильм не рекомендуется к просмотру детям дошкольного возраста. Он оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка. Сюжет такого мультфильма не  ясен для детей-дошкольников, изображения героев далеки от естественного вида, их речь быстра, непонятна. Мультфильм оказывает негативное влияние на эмоциональные процессы и мыслительные функции из-за быстрой смены кадров, обилия спецэффектов, агрессивных действий персонажей. Он не несет в себе воспитательной и образовательной нагрузки, разрушает правильные представления о моральных нормах. При просмотре такого мультфильма дошкольникам в обязательном порядке необходимо присутствие рядом взрослого.

В целом, чем выше сумма полученных баллов, тем больше негативного влияния оказывает на детей  дошкольного возраста мультфильм. При анализе стоит заострить внимание на тех критериях, которые получили высшую оценку. Например, итоговая оценка мультфильма составила 13 баллов – это говорит о его безопасности для дошкольников. Но если у некоторых героев голос искажен, неразборчив (2 балла), некоторые слова и выражения требуют дополнительных пояснений взрослыми (2 балла), значит, данный мультфильм  необходимо обсудить с ребенком, уточнить, все ли ему понятно.

В заключение отметим, что зрительные образы, полученные посредством мультфильмов,  воздействуют на детскую психику гораздо сильнее, чем прочитанная книга или рассказанная сказка. Взрослым необходимо осуждать с детьми  содержание просмотренных мультфильмов, проговаривать события и поведение героев. Такое общение сформирует у ребенка более четкую картину происходящего и заставит задуматься о смысле просмотренного мультфильма.