Главная Родителям

Нравственный потенциал сказок В.Г. Сутеева:

психолого-педагогический анализ

 

Нравственный потенциал сказок В.Г. Сутеева:

психолого-педагогический анализ

 

Поговорка «Дитя как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь» точно и емко  отражает роль жизненных впечатлений, которые ребенок получает в детстве.   Раннее  детство и дошкольный возраст – это  те периоды развития маленького человека, когда закладываются нравственные установки, ценностные ориентации, формируется характер. Опасны для духовно-нравственного развития детей  игрушки, компьютерные игры, телепередачи, которые снабжают их  ложными представлениями об окружающем мире   и перегружены сценами насилия, агрессии. Ведь, как подчеркивал К.Д. Ушинский, дитя мыслит образами. Поэтому  необходимо питать его душу только из чистых источников.

Одним  из таких источников можно назвать творчество Владимира  Григорьевича Сутеева.

В.Г. Сутеев (1903 – 1993) – художник, детский писатель, сценарист, кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Он  проиллюстрировал многие  произведения отечественных писателей: К.И. Чуковского («Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит»), С.В. Михалкова («Дядя Степа», «Упрямый лягушонок»), С.Я. Маршака («Усатый-полосатый»), Г.Б. Остера («Котенок по имени Гав») и др.

Впервые на  русском языке с иллюстрациями В.Г. Сутеева вышли книги итальянского писателя Д. Родари «Приключения Чипполино», английской писательницы Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», норвежского писателя А. Прейсена «Веселый Новый год» и др.

Как режиссер-постановщик, режиссер, сценарист, художник-постановщик, аниматор, В.Г. Сутеев принял участие в создании таких  мультфильмов, как «Дядя Степа», «Муха – Цокотуха», «Петя и Красная Шапочка», «Кто сказал «мяу?», «Про бегемота, который боялся прививок», «Мешок яблок», «Похождения Мюнхгаузена» и многих других.

Писателем В.Г. Сутеев стал, по его словам, как-то «случайно». Просто «веселых авторов, пишущих для малышей», говорил он, оказалось намного меньше, чем веселых художников. Вырос он «среди шуток и веселья», и, возможно, ему  хотелось, чтобы все дети на свете больше смеялись. Ведь, как писал К.И. Чуковский, «… писатель для малых детей непременно должен быть счастлив. Счастлив, как те, для кого он творит…».

И Владимир Григорьевич стал таким  счастливым писателем, поэтому его сказки очень добрые, светлые, веселые, всегда хорошо  заканчиваются, что так близко детской душе. Его книги переведены на 36 языков и издавались в Японии,  Франции, США, Чехословакии, Мексике, Норвегии.

В. Сутеев  писал для самых маленьких, а решал в своих произведениях глубокие этические  проблемы. Простые по сюжету, его сказки населены персонажами и событиями, привычными и понятными для детского разума:  «Это что за птица?», «Под грибом», «Мешок яблок», «Яблоко», «Цыпленок и Утенок», «Дядя Миша», «Кот – рыболов», «Палочка-выручалочка»,  «Мышонок и карандаш», «Елка», «Капризная кошка»,  «Разные колеса», «Кораблик» и др. Они формируют нравственный мир ребенка, его ценностные ориентации, расширяют границы жизненного опыта.

В сказках писателя нет моральных поручений, наставлений, но они содержат нравственный урок, который  постепенно воспринимают и усваивают дети.

В них  есть сострадание и равнодушие («Под грибом», «Мешок яблок»), участие  и безразличие («Под грибом», «Мешок яблок», «Елка»), тщеславие и скромность («Умелые руки»), долг и безответственность,  добро и зло («Елка»), «Капризная кошка», «Разные колеса», «Кораблик»  и др. Они формируют нравственный мир ребенка, его ценностные ориентации, расширяют границы жизненного опыта.

В сказках  писателя нет моральных поучений, наставлений, но они содержат нравственный урок, который постепенно воспринимают и усваивают дети.

В них есть  сострадание и равнодушие («Под грибом», «Мешок яблок»), участие и  безразличие («Под грибом», «Мешок яблок», «Елка»), тщеславие и скромность («Умелые руки»), долг и безответственность, добро и зло («Елка»), трудолюбие и  лень, щедрость и алчность («Дядя Миша», «Кот-рыболов»), мудрость и глупость («Яблоко», «Кот-рыболов»). Писатель ставит своих героев в ситуации нравственного выбора. В качестве ключевых ценностей его сказки утверждают добро, любовь, семью, труд.

Сказки В.Г.  Сутеева  воздействуют на эмоциональный мир ребенка, затрагивая сложные педагогические проблемы. Это вопросы формирования коллективистских чувств, позитивного межличностного взаимодействия, семейных ценностей, преодоления эгоистических устремлений, иждивенчества, самолюбования.

Главные герои сказок – животные – думают, разговаривают, переживают, совершают поступки.  Через эти образы писатель знакомит детей  с миром взрослых людей, показывает им  нормы поведения в обществе.

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда важна и актуальна. В области  образования, где, по мнению современных исследователей, духовно-нравственное воспитание и развитие  личности должны  происходить последовательно и глубоко, необходимо создавать  четко продуманную и организованную систему  ее целями, принципами, содержанием, формами и методами работы.  Одной из составляющих ее содержательного компонента должен быть отбор произведений для детского чтения. Сказки В.Г. Сутеева, обладающие  большим потенциалом для духовно-нравственного развития ребенка, формирования у него правильного отношение к миру, необходимо включать  в круг детского чтения, как в семье, так и в ДОО.

«Мешок яблок»

В  сказке «Мешок яблок»  дети получают уроки добра, сострадания, щедрости, ответственности, настойчивости, взаимной выручки, дружбы. Фабула  сказки такова: папа Заяц отправился за пропитанием для своих голодных детей – зайчат. Он набрал целый мешок яблок и,  счастливый, пошел домой. Но по пути Заяц угостил яблоками Медведя, бельчат, Ежа, Козу с козлятами, Крота и… остался с пустым мешком. А в это время благодарные звери несут свои угощения-дары детишкам и жене Зайца: лукошко орехов, корзину грибов, капусту и крынку  молока, овощи.  Опечаленный и расстроенный папа Заяц (автор точно выразил его психологическое состояние: «Уже поздно ночью приплелся Заяц к своему дому») возвращается к семье:

«А дома давно крепким сном  спали сытые зайчата. Только одна Зайчиха не спала: тихо плакала в своем уголке. Вдруг скрипнула дверь. Вскочили зайчата:

- Ура! Папа пришел!

Зайчиха подбежала к двери: на пороге стоял Заяц, весь мокрый.

- Я ничего… совсем вам не принес, – прошептал он.

- Зайчик мой бедный! – воскликнула Зайчиха».

В сказке, а в данном фрагменте особенно, Сутеев утверждает ценности семьи, дома как  основы счастливой жизни, показывает образцы женственности и мужественности, воплощенные в Зайчихе и Зайце. Заяц является главной семьи, который умеет принимать решения, нести ответственность за всех родных, быть им защитой, а Зайчиха – жалостливая, мягкая, чуткая, умеющая уловить душевное состояние своих близких и с вниманием и сочувствием прийти  Зайцу-мужу на помощь. По реакции зайчат (они «вскочили», закричали: «Ура! Папа пришел!») можно судить, что они любят, уважают и ценят своего отца.

Современные психологи считают, что для  нормального психического развития детей  нужна жена-мать, умеющая жалеть и любить,  и муж-отец, которого отличают сильных дух,  чувство долга, ответственность. Именно таковы образцы Зайца и Зайчихи в произведении «Мешок яблок».

maxresdefault

«Под грибом»

Главной темой произведения «Под грибом» являются коллективные отношения, умение дружить, вовремя оказать помощь. Муравей, спасаясь от дождя, спрятался под шляпкой маленького грибка, куда еле уместился. Жалея промокших и уставших Бабочку, Мышку,  Воробья и Зайца, убегающего от Лисы, пустил и их. «В тесноте, да не в обиде» - так определяет автор нравственный смысл сказки, обращаясь к известной русской пословице.  Символично то, что места всем хватило, - гриб-то от дождя вырос и вместил всех.

 

skazka-s-kartinkami-pod-gribom-9

«Цыпленок и Утенок»

В небольшой по объему сказке «Цыпленок и Утенок»  автор подметил характерную для детского возраста черту – подражательность  и основанное  на ней поведение. Только что вылупившийся из яйца Цыпленок повторяет все действия Утенка: идет гулять, роет ямку,  находит червяка, ловит бабочку, идет купаться.  Но иногда подражательное поведение может закончиться непредвиденным образом:

«- Я плаваю, – сказал  Утенок.

- Я тоже! – крикнул Цыпленок. – Спасите!..

-Держись! – крикнул Утенок.

- Буль-буль-буль… – сказал Цыпленок.

Вытащил Утенок Цыпленка».

Заключительные строки сказки («Я иду еще купаться», – сказал Утенок. «А я – нет», – сказал Цыпленок.) решают важную педагогическую задачу. Через образ Цыпленка автор учит ребенка нести ответственность за свои поступки, умению критически посмотреть на себя. Современные педагоги и психологи относят эти характеристики к качеству субъективности, которое начинает формироваться в раннем детстве, когда ребенок стремится свободно выразить свое Я, заявляя: «Я сам».

 

fanread.ru

«Яблоко»

На решение проблемы воспитания  нравственно-волевых качеств ребенка,  преодоления эгоизма направлена сказка «Яблоко». Являясь тонким знатоком детской души, писатель показывает свойственные раннему возрасту  проявления эгоизма, собственнических чувств и сосредоточенности на себе. Поздней осенью Заяц нашел одно-единственное яблоко не дереве.  Ворона  его сорвала, но не удержала в ключе, и оно упало на Ежа. Каждый из героев считает, что это его яблоко:

«Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:

- Мое яблоко!

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…».

Аналогичные сцены наблюдают мамы детей полутора – двух с половиной лет, когда их чада без всяких церемоний  отнимают друг  у друга игрушки и без борьбы редко расстаются со своей собственностью. До трех лет такое поведение, с точки зрения детской психологии, считается нормальным. В подобных ситуациях взрослый  должен учить малыша любить людей,  прививать позитивные формы общения с другими детьми.

Появление  в сказке Медведя – воплощения  мудрости, справедливости, доброй воли  и готовности помочь – позволяет Зайцу, Вороне и Ежику поступить правильно в сложившейся ситуации. Михаил Иванович в беседе с ними  путем вопросов «Кто яблоко нашел?»,  «А кто яблоко сорвал?», «А кто его поймал?» увидел правду каждого героя и предложил поделить яблоко поровну. Известный психолог Карл Юнг подчеркивал, что вопросы типа «Кто? Почему? Откуда? Куда?», которые задает мудрый герой в сказке, необходимы для того, чтобы вызвать саморефлексию и мобилизовать моральные силы.

Заключительные строки сказки: «И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел» - показывают, что трудная ситуация была разрешена, каждый приобрел положительный нравственный опыт.

hqdefault 

«Кот-рыболов»

Умелое использование образности языка, эмоциональность рассказа и собственные  иллюстрации в сказке «Кот-рыболов» позволили  В.Г. Сутееву мастерски нарисовать карикатурные образы героев-иждивенцев – Волка, Лисы,  Медведя. Высмеивая их жадность, алчность, глупость, автор стремится уберечь детей от психологии потребления.  Сказка несет важные для  воспитания мысли: любой труд связан с дисциплиной, собранностью, напряжением сил; чтобы получить плоды, необходимо сначала  потрудиться.

6913

«Дядя Миша»

Проблема иждивенчества прослеживается и в произведении  «Дядя Миша». Бесхарактерный Медведь, делая себе запасы на зиму,  принимается дергать морковку, собирать грибы, орехи, ловить рыбу, но быстро бросает начатое дело, соблазняясь более выгодной добычей. Поверив хитрой Лисе, Мишка отправился  за курами и утками, которых ему пообещала  вынести рыжая плутовка. А вместо этого Медведю пришлось спасаться от своры собак. Остался он без запасов на зиму.

«Делать нечего, – сказал Медведь. – Зима  на носу. Залягу в берлогу, буду до весны лапу  сосать».

Сказка учит маленького читателя оценивать последствия своих поступков и дел, предостерегает от глупости, иждивенчества.

Показывая в своих сказках красоту таких нравственных качеств, как доброта, щедрость, мудрость, справедливость, трудолюбие, сочувствие, умение дружить и прийти на  помощь, порицая глупость, лень, жадность, трусость, эгоизм, иждивенчество, Владимир Григорьевич Сутеев создал в своих произведениях огромный потенциал для духовно-нравственного развития ребенка.

skazki-suteeva-dyadya-misha