Программа развития

programma razvitia

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Раздел  1.   Информационная справка о дошкольном  образовательном     учреждении                                                                                                стр. 3 – 7    

 1.1. Кадровое обеспечение образовательного процесса                        стр. 7 – 10

 1.2. Паспорт программы                                                                            стр. 10– 14

Раздел  2.  Аналитико-прогностическое обоснование программы

развития                                                                                                      стр. 14–15                                                                                                 

2.1. Анализ образовательного процесса                                                  стр. 15 – 18

2.2. Анализ здоровьесберегающей деятельности ДОУ                          стр. 18 – 21

2.3. Анализ управляющей системы                                                          стр. 21 – 22

2.4. Анализ ресурсных возможностей                                                      стр. 22 – 28

 

Раздел 3.  Концептуальные основы развития дошкольного

учреждения                                                                                                 стр. 28 – 29

3.1. Целевые установки Программы                                                       стр. 29 – 30

3.2. Модель педагога детского сада (как желаемый результат)            стр. 30 – 32

3.3. Модель выпускника дошкольного учреждения

      (как желаемый результат)                                                                   стр. 32 – 33                                            

3.4. Модель будущего дошкольного образовательного учреждения

      (как желаемый результат)                                                                   стр. 33 – 34

Раздел 4.  Стратегия развития дошкольного учреждения                     стр. 34 – 36

Раздел 5.  Этапы реализации программы                                                стр. 37 - 42

Раздел 6.  План действий по реализации программы                             стр.43 - 61

 

 

 

Раздел 1. Информационная справка о дошкольном  образовательном  учреждении

Наименование ДОУ (вид) – документ, подтверждающий статус

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  № 51»

•         Лицензия на  право ведения образовательной  

           деятельности  от 04 апреля 2012 года,

           серия № 001026,

           регистрационный № 1234

Историческая справка

Учредитель

Руководитель

•     Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51» создано на основании распоряжения главы Администрации города Курска от 13 мая 1996 года № 386-р

•     С 19 ноября 1990 года в связи с организацией одной группы для детей раннего возраста МДОУ «Детский сад № 51»  переименовано в «Ясли-сад № 51».

         Основание: приказ № 146 по Ленинскому РОНО

         от 19.11.1990г.

•     На основании Приказа УНО № 42/67 от 02.06.1992 года на базе ясли-сада открыты 2 группы для детей с задержкой психического развития

•     Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад № 51» переименовано в муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 51»

          Основание: приказ № 615 от 20.07.2000г. и № 1158

от 13.12.2000г. департамента образования города

Курска.

  • Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 51» переименовано в муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 51»

Основание: приказ № 250 от 01.03.2001г. департамента образования города Курска.

  • МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 51» реорганизовано в дошкольное образовательное учреждение для массового контингента детей дошкольного возраста с 1 августа 2003 года.

Основание: приказ № 391 от 02.06.2003г. комитета образования города Курска.

  • С 2003 по 2005 год детский сад закрыт на ремонт.
  • С 9 марта 2005 года учреждение возобновило функционирование как МДОУ «Детский сад № 51».

Основание: приказ № 104 от 09.03.2005г. комитета образования города Курска.

    Муниципальное образование «Город Курск», функции и полномочия учредителя Учреждения от имени муниципального образования «Город Курск» осуществляет комитет образования города Курска.

    Степанова Алла Станиславовна

Адрес, телефон, электронная почта, сайт

•         Адрес: 305004, Российская Федерация,

Курская область,     город Курск,  Ново-Ахтырский переулок,   д. 24

•         Адрес электронной почты:

•         Контактный телефон:  +7 (4712) 58-81-69

Тип здания

Двухэтажное кирпичное  здание, построенное по типовому проекту в ок­ружении домов частного сектора.

Модель ДОУ

Проектная мощность 60 человек. Здание детского сада рассчитано по проекту на 4 группы.

В настоящее время функционирует 3 разновозрастных групп.

Одна группа общеразвивающей направленности для детей 2 - 3 лет;

Одна группа общеразвивающей направленности для детей  4 - 5 лет;

Одна группа общеразвивающей направленности для детей  6 - 7 лет.

Общая численность:  104 ребенка

•         Режим работы МБДОУ: 5-дневная рабочая неделя с 12-ти часовым пребывание детей с 7.00 до 19.00.

Достижения и успехи ДОУ

 

Муниципальный уровень:

 

Достижения педагогов

2013-2014 учебный год

  • Конкурс самодеятельного художественного творчества образовательных учреждений города Курска – 3 место

/Тягунова Н. В., старший воспитатель, Харитонова Н. В., музыкальный руководитель/

  • Конкурс детского творчества муниципальных образовательных учреждений города Курск «Золотой ларец» – два ГРАН-ПРИ, 1 место, 2 место, 3 место

/Шевченко Е. Г., педагог дополнительного образования по ИЗО/

  • Конкурс воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Курска «Звонкий голосок»

/Харитонова Н. В., музыкальный руководитель/

  • Региональный конкурс детского творчества «Страна детства»

/Шевченко Е. Г., педагог дополнительного образования по ИЗО/

2012-2013 учебный год

  • Конкурс детского творчества муниципальных образовательных учреждений города Курск «Золотой ларец» – Диплом III степени, 2 место

/Шевченко Е. Г., педагог дополнительного образования по ИЗО/

  • Конкурс самодеятельного художественного творчества образовательных учреждений города Курска – 1 место

/Тягунова Н. В., старший воспитатель, Климова Ю. В., музыкальный руководитель/

  • Фестиваль творчества «Ступень к успеху» Центрального округа города Курска – 1 место

/Тягунова Н. В., старший воспитатель, Климова Ю. В., музыкальный руководитель/

  • Конкурс воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Курска «Звонкий голосок»

/Климова Ю. В., музыкальный руководитель/

  • Региональный конкурс детского творчества «Страна детства»

/Шевченко Е. Г., педагог дополнительного образования по ИЗО/

 

Достижения воспитанников:

2013-2014 учебный год

  • Конкурс детского творчества муниципальных образовательных учреждений города Курск «Золотой ларец»

ГРАН-ПРИ коллективная работа «Филимоновская игрушка»

Авторы: Солодухина Людмила, Шевченко София,

Каплина Екатерина, Орищенко Ксения;

ГРАН-ПРИ коллективная работа «Наседка с цыплятами»

Авторы: Овсянникова Евгения, Шевченко София, Орищенко Ксения, Солодухина Людмила;

 1-е МЕСТО «Нарядная ёлочка»

Авторы: Арзамасцева Алиса

 3-е МЕСТО «Осень»

Авторы: Петрушин Евгений

  • Конкурс воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Курска «Звонкий голосок»

Исполнители: Шевченко София, Каплина Екатерина, Орищенко Ксения, Токарев Александр, Солодухина Людмила, Кургузов Иван, Якушева Дарья, Попов Илья.

2012-2013 учебный год

  • Конкурс детского творчества муниципальных образовательных учреждений города Курск «Золотой ларец»

Диплом III степени коллективная работа «Кожлянская игрушка»

2-е МЕСТО

  • Конкурс воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Курска «Звонкий голосок»

Исполнители: Бабаскина Кристина, Каплина Екатерина, Черкашина Анастасия, Кургузов Иван, Якушева Дарья, Попов Илья.

Награды

            Отраслевые награды:

·       Почетное звание «Почетный работник общего образования РФ» - 2 человека

Экспериментальная деятельность

Экспериментальные площадки учрежденческого уровня

Вариативные формы дошкольного образования

«Школа родителей» для родителей, имеющих трудности в воспитании детей.

Дополнительные образовательные услуги

Работа кружков: по вокалу «Домисолька»

по экологии «Азбука природы»

Социальная активность и социальное партнерство

МБОУ «СОШ  с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 27 имени А. А. Дейнеки», Курский государственный театр кукол, ОБУК «Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки», Курский областной краеведческий музей, МБОУ ДОД ДШИ № 1 имени Г. В. Свиридова, МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников города Курска», МУЗ «Детская больница № 1», кинотеатр «Юность»

        Детский сад - двухэтажное кирпичное  здание, построенное по типовому проекту в ок­ружении частного сектора. Недалеко находится городской парк, мемориальный комплекс. На озелененной территории имеются:  спортивная площадка, прогулочные участки оснащены верандами и малыми архитектурными формами.

        Детский сад имеет музыкальный зал, методический кабинет, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда, медицинский кабинет и ряд других кабинетов.

       Учреждение постоянно работает над укреплением материально-технической базы.

       В МБДОУ функционируют 3 разновозрастные группы общеразвивающей направленности:

- 1 группа общеразвивающей направленности для детей 2 - 3 лет;

- 2 группа общеразвивающей направленности для детей 4 – 5 лет;

- 3 группа общеразвивающей  направленности для детей  6 - 7 лет.

Муниципальная услуга «Приём заявлений, постановка на учёт и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования» предоставляется комитетом образования города Курска и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, в отношении которого комитет образования города Курска осуществляет функции и полномочия учредителя.

Должностным лицом, ответственным в учреждении за предоставление муниципальной услуги, является заведующий учреждением (исполняющий обязанности заведующего учреждением).

Комплектование детьми учреждения на новый учебный год производится комиссией по комплектованию детьми муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений города Курска в сроки 01 апреля по 30 мая каждого года. В остальное время комиссией производится доукомплектование учреждения детьми. В течение года также осуществляется зачисление детей на места, выводившиеся в учреждении по различным причинам.

 

1.1. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

Трудовой коллектив МБДОУ «Детский сад № 51» представлен:

Административно – управленческий аппарат –  1 человек

Педагогические работники – 9 человек   

Должность

Кол-во

Образование

Педагогический стаж

высшее

незаконченное высшее

среднее специальное

без педагогического образования

до 5 лет

от 5 до 10 лет

от 10  до 20 лет

свыше 20 лет

Заведующий

1

1

-

-

-

-

-

-

1

Старший воспитатель

1

1

-

-

-

-

-

-

1

Педагог-психолог

1

1

-

-

-

-

1

-

Воспитатель

6

5

-

1

-

1

3

2

-

Учитель-логопед

1

1

-

-

-

-

-

1

-

Педагоги дополнитель-ного образования

4

3

-

1

-

-

2

2

-

Музыкальный руководитель

1

-

-

1

-

-

-

-

1

Инструктор по физической культуре

1

1

-

-

-

-

1

-

-

 

Квалификационный уровень педагогов:

 

Категория

Количество человек

Процентное соотношение

Без категории

3

33,3 %

II квалификационная категория

2

22,2 %

I квалификационная категория

4

44,5 %

Высшая квалификационная категория

0

0  %

Награждения педагогов:

Наименование награды

Количество человек

Нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ»

2

Характеристика кадрового состава педагогов по стажу работы показывает наличие смешанного педагогического коллектива, предполагающего оптимальное сочетание опытных и начинающих педагогов, что является основой  для  передачи профессионального опыта. Средний  возраст педагогов – 32 года. Большая часть педагогов имеют высшее педагогическое образование, владеют методиками обучения и воспитания детей дошкольного возраста, постоянно повышают свою квалификацию.

Медицинский персонал – 1 человека: старшая медицинская сестра

Обслуживающий персонал –   14 человек.

Показателями эффективности использования кадровых ресурсов является, в том числе и  соотношение воспитанников и работников ДОУ. Данное соотношение представлено в следующей таблице.

п/п

Показатель

Единица

измерения

2012/2013 учебный год

2013/2014 учебный год

1.

Число воспитанников, приходящихся на одного воспитателя в учреждении

человек

16,6

17

2.

Число воспитанников, приходящихся на одного работника учреждения

человек

3,5

3,7

3.

Количество штатных работников на одного воспитанника

единиц

4

4,3

Социальная активность и социальное партнерство МБДОУ «Детский сад № 51» выражается в сотрудничестве с различными организациями и учреждениями города Курска. Договоры о сотрудничестве связывают наше учреждение и МБОУ СОШ  № 27 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла имени А. А. Дейнеки, Курский государственный театр кукол, ОБУК «Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки», Курский областной краеведческий музей, МБОУ ДОД ДШИ № 1 имени Г. В. Свиридова, МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников города Курска», МУЗ «Детская больница № 1», кинотеатр «Юность»», что позволяет в совместных планах работы реализовать единую линию развития ребенка на этапе дошкольного детства.

1.2. Паспорт программы

 

 Учреждение

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51»

Назначение программы

  • Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного  учреждения на основе анализа  работы  МБДОУ  № 51 за предыдущий период.
  • В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов.

Сроки реализации программы

Программа реализуется в период  2014-2017 гг.

Название

Программа  развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 51» на 2014 -2017  учебные годы 

Нормативные документы:

  • Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
  • Конституция РФ от 12.12.1993г.
  • Конвенция о правах ребенка от 15.09.1990г.
  • Национальный проект «Образование» от 05.09.2005г.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 30.08.2013 г. № 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Устав МБДОУ «Детский сад № 51»

Авторы

 

    Рабочая группа коллектива педагогических работников   МБДОУ «Детский сад № 51»

    Степанова А.С. – заведующий МБДОУ «Детский сад № 51»

    Тюнеева Т.В. – старший воспитатель, педагог-психолог,

     I квалификационной категории

     Машкина Е.В. – учитель-логопед

     Сивцева Н.Ю. – воспитатель, педагог I квалификационной

     категории

     Шевченко Е.Г. – воспитатель, педагог I квалификационной

     Категории

Цель

  • Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе
  • Повышение качества образования и воспитания в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, разработки и  апробации информационно –коммуникационных технологий для развития детей
  • Создание оптимальных условий для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса посредством организации комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников и их родителей  

Задачи

 

·    Повысить конкурентоспособность учреждения путем предоставления широкого спектра качественных образовательных, коррекционных и информационно-просветительских услуг разным категориям заинтересованного населения;

·    Совершенствовать новые формы дошкольного образования

·    Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников.

·    Модернизировать систему управления дошкольным образовательным учреждением в условиях его деятельности в режиме развития.

·    Обеспечить эффективное, результативное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности стабильного коллектива учреждения. 

·    Повышать качество работы с родителями воспитанников. Содействовать повышению роли родителей в образовании ребенка дошкольного возраста.

·    Привести в соответствие с требованиями стандарта предметно-пространственную среду и материально-техническую базу учреждения.

Финансовое обеспечение программы

  • Рациональное использование  бюджетных средств
  • Спонсорская помощь, благотворительность

Ожидаемые результаты:

 ·  Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе

      · Высокая конкурентоспособность детского сада на рынке образовательных услуг, обеспечение равных стартовых возможностей дошкольникам с разным уровнем физического и психического развития;

      · Расширение спектра дополнительных образовательных услуг для разных категорий заинтересованного населения (до 4 новых дополнительных образовательных услуг для детей раннего и дошкольного возраста);

      · Разработка и реализация дифференцированных

         коррекционных программ, для детей с особыми

         образовательными потребностями;

      · Высокий процент выпускников подготовительных к школе групп, успешно прошедших входное тестирование в первом классе школы;

      · Обеспечение доступности дошкольного образования широким слоям заинтересованного населения за счет внедрения в педагогический процесс новых форм дошкольного образования;

      ·  Реализация информационно - коммуникационных технологий в образовательной, просветительской и консультативной деятельности;

        ·  Оптимизация функционирования смешанной экономической модели учреждения за счет повышения эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств (рост доли доходов от оказания платных дополнительных образовательных услуг, спонсорских и

      благотворительных поступлений);

        · Повышение эффективности оздоровления воспитанников, благодаря проектированию и реализации комплексной оздоровительной программы «Здоровье».

        · Стабильность медико-педагогического состава. Обеспечение 100% укомплектованности штатов.  Достижение такого уровня профессиональной компетентности персонала учреждения, который  позволит осуществлять квалифицированное психолого-медико-педагогическое сопровождение каждого субъекта образовательного процесса;

·       Повышение качества образования, обеспечение внедрения инноваций из разных областей науки и практики в образовательный процесс детского сада, через участие в экспериментальной деятельности

Этапы реализации программы

 

1 этап - 2014–2015 гг. Организационно-подготовительный этап

Цель: Определение возможностей МБДОУ «Детский сад № 51» и готовности коллектива детского сада для реализации задач программы развития. Создание банка нормативно-правовых и методических материалов.

 2 этап - 2015–2016 гг. Развивающий (обновленческий этап)

Цель: Развитие МБДОУ «Детский сад № 51» в логике перспективной модели. Оптимизация функционирования детского сада, как системы. Апробация инноваций и коррекция отдельных направлений работы с позиции дифференциации перспектив развития.

 

3 этап - 2016-2017 гг. Аналитико-информационный этап

Цель: Внутренняя и внешняя экспертная оценка достижений при реализации перспективной модели учреждения. Формирование адекватных и целостных  представлений о реальном состоянии образовательной системы. Обобщение и распространение накопленного опыта, интеграция результатов.

 

Ресурсное обеспечение Программы

  Финансирование Программы - за счёт бюджета Учредителя  и   внебюджетных  средств

  Финансовые условия:

  ежегодно составлять смету расходов на достижение целей и   задач  Программы.

 

Управление реализацией Программы

  Осуществляет администрация МБДОУ через координацию   деятельности исполнителей

Контроль за  ходом реализации Программы

 

  Административный  контроль: оперативный, промежуточный,   итоговый.

 Самоконтроль: диагностика, самоанализ, тестирование, анкетирование

Информация о реализации Программы

  Информация о реализации Программы за определённый период представляется на обсуждение педагогического совета,  включается в Публичный доклад заведующего

 

Раздел 2. Аналитико-прогностическое обоснование программы развития

Предпосылками к созданию программы развития дошкольного образовательного учреждения на период 2014-2017 гг. послужили изменения в образовательной политике государства – реализация нового Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», приоритетного национального проекта «Образование», модернизация системы образования на период  до 2016 года, введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Целевые установки, обозначенные в этих документах, акцентируют внимание на поддержку семьи, материнства и детства,  развитие новых моделей и форм дошкольного образования, обновление содержания и технологий, развитие информационных и материально-технических ресурсов, повышение качества образования и кадрового обеспечения.

Современное образовательное учреждение должно не только соответствовать постоянно изменяющимся условиям внешней среды, поддерживая свою конкурентоспособность, но и взаимодействовать с ней, используя образовательно-оздоровительный потенциал социума, привлекая к мероприятиям ДОУ широкие слои заинтересованного населения.

Под влиянием внешних факторов и с учетом внутренних возможностей дошкольного учреждения возникла потребность в составлении программы развития на 2014 -2017 гг.

Детский сад находится в центральной части города, образовательные услуги востребованы.  Преемственность дошкольного и начального школьного образования в системе общего образования осуществляется с МБОУ СОШ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 27 имени  А.А. Дейнеки.

 

 

 

2.1. Анализ образовательного процесса

Актуальное состояние:

Качество образовательных услуг, оказываемых в МБДОУ «Детский сад № 51», находится на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствуют данные мониторинга по образовательным областям, данные мониторинга при поступлении в 1 класс СОШ, а также отзывы родителей воспитанников.

В детском саду функционируют 3 группы с 12 - часовым пребыванием.

Дошкольное образование осуществляется в соответствии с комплексной программой « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Педагогический процесс в МБДОУ «Детский сад № 51» ориентирован на следующие программы и технологии:

Направления

Названия

Физическое развитие

Познавательное развитие

 «Физкультурные занятия в детском саду» (по всем возрастам) Л.И. Пензулаева

«Подвижные игры в детском саду» (по всем возрастам) Л.И. Пензулаева

«Физическое воспитание в детском саду»

Э.Я. Степаненкова

«Общеразвивающие упражнения в детском саду»

П.П. Буцинская

«Игры на свежем воздухе» В.Н. Дмитриев

«Здоровый дошкольник» Е.К. Знамовская

«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева

«Наш дом-природа» Н.А. Рыжова

«Юный эколог» С.Н. Николаева

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»  С.Н. Николаева

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркина

«Я. ТЫ. МЫ» О.Л. Князева

 «Развивающие игры для дошкольников» А.В. Почерога

«Игралочка» Л.Г. Петерсон

«Раз - ступенька, два-ступенька…» Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина

«Комплексные развивающие занятия с дошкольниками»  Е.Е. Хомякова

 

                             

Речевое развитие

 «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т.В. Филичева, В.Г Чиркина

«Развитие речи в детском саду» (конспекты занятий по всем возрастным группам) В.В. Гербова

«Конспекты комплексных занятий по развитию речи» (все возрастные группы) Г.Я. Залунина

«Развитие речи»  О.С. Ушакова

«Развитие речи и ознакомление с художественной литературой»  О.С. Ушакова

«От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» Е.В. Колесникова

«Готовность к школе»  Г.А. Гризик

Художественно-эстетическое развитие

«Музыкальные шедевры» Н.А. Радынова

«Ритмическая мозаика»  А.И. Буренина

«Изобразительная деятельность в детском саду» (Планирование, конспекты, методические рекомендации для всех возрастов) И.А. Лыкова

«Праздники и развлечения в детском саду» М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова

«Культурно - досуговая деятельность в детском саду» М.Б. Зацепина

«Аппликация для дошкольников»  И.М. Петрова

«Ручной труд для самых маленьких» И.М. Петрова

Социально-коммуникативное развитие

«Социально-нравственное воспитание дошкольников» Р.С. Буре

«Развитие игровой деятельности»  (система работы по возрастным группам) Н.Ф. Губанова

«Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В. Дыбина

«Нравственное воспитание в детском саду» Т.Д. Стульник, В.И. Петрова

 «Азбука общения» Л.М. Шипицина, А.П. Воронова

«Учим детей общению» Н.В. Клюева

«Речь и общение»  О.А. Белобрыкина

«Цветик - семицветик» (программа психолого - педагогических занятий для всех возрастных групп) Н.Ю. Куражева

«Школа вежливости» Л.Ф.К лиманова

Образовательный процесс регламентируется образовательной программой дошкольного учреждения, разработанной участниками проектной группы детского сада, принятой на педсовете и утвержденной приказом заведующего. В образовательную программу ежегодно вносятся необходимые коррективы.

В детском саду функционируют логопедический пункт для детей с нарушениями речи. Помимо комплексной программы реализуются программы и технологии коррекционно-образовательной направленности.

          Содержание образования в ДОУ дифференцируется по следующим направлениям развития: физкультурное, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и реализуется в различных формах организации педагогического процесса.

 

Анализ степени удовлетворенности качеством образовательного процесса взрослых субъектов образовательного процесса показывает, что:

·    Большинство родителей положительно оценивают качество предоставляемых образовательных и просветительских услуг.

·       О достаточном высоком качестве образовательного процесса в детском саду говорят 94% персонала учреждения.

·    82 % родителей (законных представителей) готовы получать дополнительные  образовательные услуги в детском саду, 65% из них готовы их оплачивать.

·    80% сотрудников учреждения - готовы оказывать дополнительные образовательные услуги, принимать участие в работе новых форм дошкольного образования.

Детский сад на договорной основе взаимодействует с городскими учреждениями здравоохранения, образования, культуры и спорта. Но существующая система взаимодействия с другими учреждениями образования требует совершенствования.

 

 

Проблемы:

Ввиду пополнения учреждения новыми педагогическими кадрами, уровень квалификации педагогического персонала не всегда позволяет качественно спланировать и организовать образовательный процесс, и,  в свою очередь, получить максимально возможные образовательные результаты. Педагоги в своей работе в большей мере ориентируются на усредненные нормативы  развития, характерные для того или иного возраста, не обращая внимания на индивидуальные особенности воспитанников. Организованные формы работы с детьми занимают более 30% от общего времени, предпочтение отдается групповым формам работы. Педагоги учреждения отдают предпочтение традиционным  формам работы с детьми в ущерб развивающим, испытывают затруднения в ведении образовательной работы в условиях дифференциации и индивидуализации образования, ориентируются на усредненные показатели развития группы. Дифференцированной и индивидуальной работе с детьми отводится не более 10% от времени пребывания ребенка в детском саду.

Перспективы развития:

          Совершенствование образовательной программы учреждения, расширение спектра дополнительных образовательных услуг, функционирование услуг на платной основе.  Включение в практику работы новых форм дошкольного образования позволит скоординировать деятельность всех служб детского сада, родителей воспитанников и социума в вопросах повышения качества образовательных услуг, наметить пути интеграции специалистов учреждения, пути преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Возможные риски:

Последствия нестабильной экономической ситуации в стране могут негативно сказаться на кадровом педагогическом составе учреждения: есть вероятность оттока квалифицированных специалистов.

Расширение спектра услуг для дошкольников в учреждении дополнительного образования города может спровоцировать отток потребителей дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении.

 

2.2. Анализ здоровьесберегающей деятельности ДОУ

Актуальное состояние:

Благополучие любого общества во многом зависит от состояния здоровья подрастающего поколения.  Формирование здорового поколения – одна из стратегических задач страны. Педагоги детского сада ежегодно при построении образовательного процесса берут в расчет  уровень здоровья детей и строят образовательную деятельность с учетом этого фактора. Экологические проблемы, отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания – вот лишь некоторые факторы, агрессивно действующие на здоровье дошкольников.

Особую озабоченность вызывает рост у детей, поступающих в дошкольное учреждение, числа осложненных диагнозов,  процента хронических заболеваний внутренних органов.

 

 

 

Данные мониторинга здоровья детей

 

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Количество детей

103 чел.

110 чел.

104 чел

Гармоничное развитие

84,5 %

86,5 %

88,8 %

ДМТ 1 ст.

8,3%

6,0%

6,5%

ИМТ

7,1%

7,5%

4,6%

Динамика ЧБД детей

9,8%

9,8%

9,5%

 

 

 

Группа здоровья

2011 г.

2012 г.

2013 г.

ранний возраст

дошкольный

ранний возраст

дошколь

ный

ранний возраст

дошкольный

I группа

54,7%

26,1%

52,9%

18,5%

40,2%

11,8%

II группа

45,3%

60,4%

45%

73,2%

58,5%

83,9%

III группа

-

13,5%

2,1%

8,3%

1,3%

4,3%

IV группа

-

-

-

-

-

-

 

Данные мониторинга свидетельствуют о том, что снизилось число воспитанников с I группой здоровья. По другим позициям, отражающим состояние здоровья детей отмечается положительная динамика укрепления здоровья, но она недостаточна, для того чтобы говорить об эффективной системе здоровьесбережения в ДОУ, позволяющей спрогнозировать и предупредить детскую заболеваемость. Для решения данной проблемы необходимо разработка и реализация  программы «Здоровье».

 

Анализ эффективности здоровьесберегающей деятельности показал:

- в дошкольном образовательном учреждении проводится глубокая работа по приобщению к здоровому образу жизни всех субъектов образовательного процесса.

Формирование грамотности в вопросах здоровья осуществляется в трех взаимосвязанных блоках:

Работа с детьми:

Специально организованные тематические, игровые, интегрированные занятия и игры с валеологической направленностью, экскурсии, тематические досуги и развлечения, театрализованная деятельность, художественно-эстетическая деятельность, педагогическое проектирование, оздоровительно-игровые часы, часы движений. Дополнительные образовательные услуги.

Работа с родителями:

Оформление тематических стендов, выпуск газеты «Расти здоровым, малыш!», открытые показы непосредственно организованной деятельности, недели здорового образа жизни, индивидуальное консультирование по текущим проблемным вопросам, выход на родительские собрания медицинского персонала, совместные мероприятия.

 

Работа с сотрудниками:

Работа с сотрудниками ДОУ в рамках производственных собраний,  освещение вопросов здорового образа жизни в рамках педсоветов, семинаров, методических объединений воспитателей и специалистов, психологические тренинги (тренинг повышения самооценки, тренинг профессионального выгорания), транслирование опыта работы с ослабленными детьми.

В связи с данной тенденцией возрастает значимость работы медицинского персонала по дифференциации (в зависимости от состояния здоровья) и индивидуализации физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы в детском саду. В рамках здоровьесберегающей деятельности учреждения разрабатываются дифференцированные графики поддержания и укрепления здоровья воспитанников, а также индивидуальные оздоровительные маршруты.

 

 

 

Проблемы:

Все чаще в учреждение поступают дети, имеющие помимо предрасположенности к простудным заболеваниям, те или иные функциональные и морфологические отклонения в состоянии здоровья, требующие повышенного внимания, консультаций специалистов. 

Рост числа взрослых (как сотрудников, так и родителей воспитанников) с низким уровнем культуры здоровья, проявляющих инертность в ведении здорового образа жизни.

Физкультурно-оздоровительная и лечебно-профилактическая работа учреждения требуют коррекции, блоки: «Мониторинг здоровьесберегающей деятельности ДОУ» и «Взаимодействие с социумом в вопросах поддержания и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса»; необходимо пересмотреть механизм использования индивидуальных маршрутов здоровья, которое носит скорее формальный характер.

Перспективы развития:

Разработать Программу «Здоровье» - структурный блок программы развития учреждения на период 2014-2017 гг., предусматривающий расширение сферы деятельности полифункционального центра поддержки и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, укрепление преемственных связей с учреждениями здравоохранения и спорта, ведение инновационной деятельности учреждения в данном направлении. Это поможет, в конечном счете, добиться стабильной положительной динамики в вопросах поддержания и укрепления здоровья подрастающего поколения, приобщения к здоровому образу жизни заинтересованного взрослого населения.

Возможные риски:

Потенциальные потребители образовательных услуг могут недооценивать значимость физкультурно-оздоровительной работы дошкольников, предпочитая оплачивать дополнительные занятия познавательно-речевого и художественно-эстетического циклов.

Рост  поступления в дошкольное образовательное учреждение детей с осложненными диагнозами, с подготовительной группой здоровья.

 

2.3. Анализ управляющей системы

Актуальное состояние:

В результате комплексного исследования системы управления дошкольным образовательным учреждением было выявлено, что в детском саду существует достаточно эффективная, профессиональная, компетентная система административного и оперативного управления коллективом. Руководитель в равной и высокой степени ориентирован на задачи и отношения. Подчиненные, как правило, хотят, но не  всегда могут нести ответственность.         

В детском саду практикуется: материальная и моральная поддержка инициативы работников, регулярное проведение консультаций, детальное обсуждение порядка работы, разработка и внедрение правил и инструкций.

Управленческая деятельность осуществляется посредством административного (заведующий, заместители), общественного (родительские комитеты в каждой группе), коллективного (общее собрание трудового коллектива, педагогический совет) управления.

 

Проблемы:

Сложности перехода к матричной структуре управления, связанные с неготовностью коллектива принять на себя управленческий функционал.

Несовершенство нормативно-правового сопровождения перехода на новую модель управления образовательным учреждением и новую оплату труда работников.

                                               Перспективы развития:

Перестроение системы управления на основе матричной модели – организация и включение в структуру управления ДОУ мобильных объединений педагогов учреждения.

 

Возможные риски:

Выбор неверных ориентиров управления инновационной деятельностью учреждения может привести к отсутствию желаемых результатов в процессе реализации программы развития.

 

2.4. Анализ ресурсных возможностей

В рамках мониторинга ресурсного обеспечения анализу подверглись кадровые, социальные, информационно-коммуникационные, материально-технические, финансово-экономические, нормативно-правовые  ресурсы.

При мониторинговом исследовании кадровой обстановки в ДОУ были получены следующие результаты.

Актуальное состояние:

Основу педагогического и медицинского персонала в детском саду составляют специалисты с большим стажем работы. В детском саду с педагогами проводится планомерная работа по повышению профессионального уровня, стимулированию инновационной активности. Воспитатели и педагоги – специалисты участвуют в заседаниях педагогического совета ДОУ по актуальным проблемам образовательного процесса, в работе различных объединений на уровне учреждения, города и области. Опыт работы педагогов транслируется в ходе конкурсов профессионального мастерства и научно-практических конференций, в рамках разработки и реализации экспериментальной деятельности. Ряд педагогов повысил свою квалификацию в рамках прохождения КПК и тематических курсов. В дошкольном учреждении есть педагоги, способные работать в инновационном режиме, стремящиеся к обобщению и транслированию своего опыта, готовые к повышению квалификационной категории, часть педагогов в той или иной мере владеют ИКТ, готовы использовать их в рамках образовательного процесса.

Проблемы:

Не соответствие потребности родителей в высококвалифицированных педагогических кадрах для своих детей и постоянно снижающегося престижа педагогических профессий.

Обостряется проблема профессионального выгорания педагогических кадров.

Инертность, недостаточно высокий уровень аналитико-прогностических и проектировочных умений ряда педагогов не позволяет им достойно представить опыт своей работы.

Недостаточное владение педагогами средствами ИКТ и применение их в образовательной деятельности с воспитанниками.

 

Перспективы развития:

          Часть педагогов имеют потенциал к работе в инновационном режиме, они участвуют в работе объединений педагогов на различных уровнях, участвуют в конкурсах профессионального мастерства, обобщают свой опыт работы, внедряют в образовательный процесс новинки педагогической науки и практики. Именно эти педагоги, готовые к повышению своей компетентности, аттестации на более высокую квалификационную категорию, смогут составить инновационный стержень учреждения и, как следствие, обеспечить максимально возможное качество образовательной услуги.

 

Возможные риски:

Изменение штатного расписания в учреждении в сторону сокращения числа высококвалифицированных педагогических кадров.

Отток квалифицированных кадров из-за изменений в системе оплаты труда работников бюджетной сферы, в связи с переходом к новым моделям дошкольного образования.

Анализ социальных ресурсов показал:

Актуальное состояние:

Социальная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса детского сада. Она предполагает организацию работы с разными категориями семей воспитанников и населением микрорайона, участие в разработке и реализации социальных и культурных проектов, а так же налаживание межведомственных связей с учреждениями образования, культуры, здравоохранения и спорта.

          Главная задача в социально-профилактической работе с детьми - это система раннего просвещения о социально опасных заболеваниях, о преимуществах здорового образа жизни. Ранняя профилактика ориентируется не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья, освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку ребенка и помощь ему в реализации собственного жизненного предназначения.

Ежегодно педагогическим коллективом учреждения составляются социальные паспорта групп и учреждения в целом. На основании полученных данных разрабатывается план повышения педагогической и валеологической культуры разных категорий родителей, предполагающий проведение различных информационно-просветительских и досуговых мероприятий как дифференцированно, так и в индивидуальном порядке.

Социальная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса детского сада. Она предполагает организацию работы с разными категориями семей воспитанников и населением микрорайона, участие в разработке и реализации социальных и культурных проектов, а так же налаживание межведомственных связей с учреждениями образования, культуры, здравоохранения и спорта.

Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников носит систематический плановый характер. Разнообразные  мероприятия проводились на высоком уровне, отмечался творческий подход педагогов к сотрудничеству с семьями своих воспитанников. Итоги анкетирования родителей показали высокую оценку работы ДОУ - степень удовлетворенности  родителей работой  учреждения составила 99%.

Социальная активность и социальное партнерство МБДОУ «Детский сад №51» выражается в сотрудничестве с различными организациями и учреждениями города. Договоры о сотрудничестве связывают наше учреждение с МБОУ «СОШ  № 27 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла имени А.А. Дейнеки», Курским государственным театром кукол, Курским областным краеведческим музеем, МБОУ ДОД ДШИ № 7, МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников города Курска», МУЗ «Детская поликлиника № 8», Центром семейного досуга «Сказка», детским экспериментальным театром-студией «Малыш», что позволяет в совместных планах работы реализовать единую линию развития ребенка на этапе дошкольного детства.

Дошкольное учреждение  подключено к сети Интернет. Имеется электронная почта, функционирует официальный сайт.

 

Проблемы:

•        Детский сад не в полной мере учитывает образовательно-оздоровительный потенциал социума. Необходимо расширять возможности социального партнерства ДОУ с учреждениями социокультурной среды города путем включения дошкольного образовательного учреждения в реализацию социальных и культурных проектов разного уровня.

•        Существующая система взаимодействия с учреждениями окружающего социума требует совершенствования. В большинстве случаев отсутствуют планы совместной деятельности, также необходима разработка системы мониторинга качества и эффективности проводимой работы.

•        Проектная культура большинства педагогов находится на невысоком уровне. При разработке и реализации проектов мало используется потенциал родителей воспитанников и социума.

•        Недостаточно используются возможности  ИКТ. Особое внимание следует уделить созданию системы информирования населения и получения обратной связи о качестве образования в ДОУ (поддержка Интернет-сайта, использование электронной почты, налаживание связей со СМИ).

•        Не получила широкого распространения и работа по оформлению портфолио ребенка в группах.

Проблемы:

Инертность близлежащих учреждений образования, родителей воспитанников, населения микрорайона. Рост количества взрослых, не интересующихся воспитанием и развитием детей.

Рост числа семей группы риска, детей и подростков с асоциальным поведением.

Отсутствие четкой системы мониторинга качества и эффективности проводимых мероприятий.

Перспективы развития:

Расширение возможностей социального партнерства учреждения (возможность участвовать в конкурсах социальных и культурных проектов разного уровня, с целью привлечения дополнительных средств на совершенствование образовательной среды детского сада).

 

Мониторинг наличия и актуального состояния информационно-коммуникационных  ресурсов выявил:

Актуальное состояние:

Связь дошкольного учреждения со средствами массовой информации находится на среднем уровне. Недостаточно организована рекламная кампания услуг, предоставляемых  детским садом, не часто используются возможности СМИ для транслирования передового педагогического опыта учреждения. Чаще всего реклама ограничивается информацией на родительском собрании или  тематических стендах в группах. Из бесед с родителями детей, поступающих в детский сад, выявлено, что информацию о детском саде они получили в основном от родственников и знакомых, иногда на сайте.

ИКТ (выход в сеть Интернет, получение информации по электронной почте осуществляется не только с компьютеров учреждения, но и с личных компьютеров сотрудников детского сада).

СМИ (деятельность дошкольного учреждения освещалась на телевидении, в печатных средствах массовой информации, но не часто).

 

Перспективы развития:

Налаживание связей со СМИ будет способствовать повышению имиджа учреждения среди заинтересованного населения; обеспечит возможность для транслирования передового педагогического опыта сотрудников в области дошкольного образования.

Анализ материально-технических ресурсов дошкольного образовательного учреждения свидетельствует, что создание развивающей предметно-пространственной среды и пополнение материально-технического оснащения в учреждении находится на этапе постоянного развития и совершенствования.

 

Актуальное состояние:

Пространственная среда помещений детского сада пополняется в соответствии с требованиями программ, реализуемых в ДОУ.

Развивающая среда в детском учреждении - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. В детском саду к ним относятся природные объекты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда. Такая среда должна позволять ребенку активно действовать в ней и творчески ее видоизменять.

В групповых помещениях, в соответствии с современными требованиями к организации предметно-развивающей среды, оборудованы уголки для организации разнообразной детской деятельности (как самостоятельной, так и совместной с воспитателем).

Наряду с этим существует ряд проблем: перечень и количество оборудования не в полной мере соответствуют требованиям СанПиН и положениям образовательной программы, реализуемой в ДОУ. Вследствие чего требуется пополнение среды ДОУ современным развивающим оборудованием; совершенствование материально-технического оснащения.

Практически отсутствует бюджетное финансирование для совершенствования предметно-развивающей среды и материально-технической базы учреждения.

Возможные риски:

Снижение объемов внебюджетного финансирования для совершенствования предметно-развивающей среды и материально-технической базы учреждения.

 

Анализ финансово-экономических ресурсов выявил следующее:

Актуальное состояние:

Уставом учреждения предусмотрены дополнительные платные образовательные услуги по всем  направлениям образовательного процесса, возможности открытия на базе ДОУ новых форм дошкольного образования.

Проблемное поле:

Требует доработки нормативно-правовая база,  локальные акты, формы отчетной документации, подготовка нормативно-правового обеспечения перехода учреждения на новую систему оплаты труда работников бюджетной сферы.

Возможные риски:

Нестабильность финансово-экономической системы учреждения в связи с переходом на новую систему оплаты труда работникам бюджетной сферы. Снижение объемов внебюджетного финансирования для совершенствования пространственной среды и материально-технической базы учреждения.

Возможные риски реализации Программы развития учреждения

на 2014 – 2017 годы:

1.     Группа рисков, связанная с неверным выбором приоритетов развития детского сада.

2.     Группа рисков, связанная с изменением государственной политики в области образования (прекращение отраслевых проектов и программ, изменение целевых установок).

3.     Группа рисков, связанная с недостатками в управлении программой (изменение штатного расписания, изменение политики государства в отношении государственно-общественных форм управления образовательным учреждением)

4.     Группа рисков, связанная с формальностью реализации задач программы (неготовность сотрудников к работе в инновационном режиме, недостатки учета результатов мониторинговых исследований, формализм при реализации программных задач, организации мероприятий в рамках программы).

Необходимость разрешения обозначенных проблем позволяет наметить дальнейшие перспективы развития образовательного учреждения и определить целостную концептуальную модель будущего дошкольного учреждения

 

Раздел 3. Концептуальные основы развития дошкольного

 образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №51» сохраняет свой статус и, работая в режиме развития, формулирует свою концепцию развития на 2014 - 2017 год, как продолжение программы Развития ДОУ на 2011 -2014 годы.

В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе лично-ориентированную модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства, нацеливает работников образовательных учреждений на творческое отношение к своей деятельности, формирует у них потребность к постоянному саморазвитию и самостановлению.

В этой связи перед практическими работниками детского сада встала задача создания единой системы образовательно-оздоровительного процесса, построенной на интегративной основе. Должны быть разработаны не только принципы целостного подхода к содержанию образования и оздоровления, но и личностно-ориентированной организации педагогического процесса, направленного на оздоровление и развитие ребенка с проблемами в здоровье.

        В детском саду образовательный процесс должен строиться вокруг ребенка, обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, становление личностной позиции, получение ребенком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания.

Ценность здоровья - требует создания в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья детей (как физического, так и психического), приобщение их к ЗОЖ, формирования основ физической культуры и валеологической грамотности.

Ценность развития - направляет внимание на построение развивающего образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей, формируется в условиях личностного выбора готовность детей к саморазвитию и самообразованию.

Ценность детства  акцентирует внимание на том, что детство – это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью, готовностью к образованию. Специфика детства требует бережного отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребенка, а также создания условий для взаимодействия и взаимообогащения детского и взрослого миров.

Ценность сотрудничества – предполагает, что сотрудничество, партнерство, диалог, гуманное отношение рассматриваются как основной фактор образования и источник обновления образовательной системы.

3.1. Целевые установки Программы.

 

Основными целевыми установками должны стать:

·   реализация комплексной образовательной программы, обеспечивающей равные стартовые возможности для всех детей раннего и дошкольного возраста, в общеразвивающих группах;

·    создание оптимальных условий для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса посредством организации комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников и их родителей (комплексный мониторинг, ведение индивидуальных паспортов и  маршрутов развития и здоровья ребёнка, ведение портфолио дошкольника);

·    максимальное удовлетворение потребностей заинтересованного населения в новых формах дошкольного образования; расширение перечня дополнительных услуг за счет наиболее полного учета оздоровительно-образовательного потенциала социума;

·    достижение высокого качества образовательных услуг за счет совершенствования ресурсного обеспечения образовательного процесса (повышение профессиональной компетентности сотрудников, укрепление межведомственных связей учреждения, подведение образовательного процесса под научные основы, совершенствование материально-технической базы и предметно-развивающей среды, модернизация нормативно-правовой базы организации образовательного процесса в режиме развития).

В основе концепции развития как адаптивной модели дошкольного образовательного учреждения лежит возможность:

·       ранней диагностики и динамического наблюдения отклонений в психофизическом развитии детей;

·       вариативного набора разноуровневых программ для детей с учетом их индивидуальных личностных особенностей и резервных возможностей;

·       интеграции детей с различным состоянием здоровья, уровнем развития, степенью адаптированности в условиях дифференцированных микрогрупп для достижения максимального качества образовательного процесса;

·       создания целостной системы, в которой все этапы работы с ребенком, были бы взаимосвязаны.

 

                                               Миссия дошкольного учреждения:

Реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития, как основы их успешного обучения в школе.

Механизмы реализации программы:

Программу развития дошкольного образовательного учреждения планируется реализовывать на нескольких организационных уровнях:

Уровень реализации

Потребитель (участник)

Персональный (индивидуальный) уровень

Ребенок, педагог, родители

Групповой уровень

Группы детского сада, воспитатели групп, родители воспитанников

Общий уровень внутри учреждения

Медицинский персонал, педагог-психолог, учителя-логопеды, педагоги дополнительного образования, администрация

Социальный уровень

Учреждения образования, здравоохранения, науки, культуры и спорта

3.2.  Модель педагога детского сада (как желаемый результат)

Личность может воспитать только личность. Поэтому, в современных условиях важное значение приобретает образ педагога детского сада.

Качество дошкольного воспитания во многом определяется характером общения взрослого с ребенком. Проанализировав стиль общения педагогов учреждения с детьми, можно сделать вывод, что большинство из них (87%), приняли новую тактику общения – субъект - субъектное отношение, основанное на принципах сотрудничества, в котором позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада в будущем, можно определить следующую модель педагога детского сада (как желаемый результат):

1.Профессионализм воспитателя:

•        имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;

•        владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам;

•        свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровьесбережения, использует их как основу в своей педагогической деятельности;

•        владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей своей группы;

•        владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми;

•        проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;

•        умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ в образовательном процессе;

•        стимулирует активность детей на занятии, их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала. Широко практикует активные формы обучения;

•        реализует систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников и их родителей;

•        владеет способами оптимизации образовательного процесса путем включения в него новых форм дошкольного образования, расширения перечня дополнительных образовательных и оздоровительных услуг.

2. Проявление организационно-методических умений:

•        использует в работе инновационные технологии;

•        включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию  их детей; формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии;

•        владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности.

 

3. Личностные качества педагога:

•        четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным образованием, стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее осуществление прогрессивных преобразований;

•        имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам общества;

•        обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребенка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью; тактичностью;

•        владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личностное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

•        обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;

•        креативен;

•        воплощает идеи гуманизации педагогического процесса;

•        развивает коммуникативно-адаптивные механизмы своей личности и личности ребенка с целью успешной интеграции в социуме;

•        ведет работу по организации тесного взаимодействия медико-педагогического персонала учреждения, родителей и социума.

 

3.3. Модель выпускника дошкольного учреждения (как желаемый результат):

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка - формирование базовой культуры его личности. Это позволит ему успешно овладеть видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования.

Выпускник детского сада может обладать следующими характеристиками:

·        здоровье - уменьшение количества простудных заболеваний, дней болезни, снижение частоты проявлений хронических заболеваний, коррекция функциональных отклонений и отклонений в физическом развитии – положительная динамика;

·        коммуникативная компетентность - умение общаться со взрослыми и сверстниками, владение средствами вербального и невербального выражения своих чувств, состояний, переживаний и настроений, желаний, умение понятными средствами выразить отношение к окружающим людям и их поступкам;

·        физическая компетентность - осознание себя живым организмом, забота о своем здоровье, желание физического совершенствования с учетом возрастных и индивидуальных возможностей;

·        интеллектуальная компетентность - овладение разными способами решения поставленных задач, умение прогнозировать результат;

·        креативность - отношение к окружающему миру, как к объекту преобразования и открытия, умение создавать новый продукт, который отличается оригинальностью, вариативностью;

·        любознательность - исследовательский интерес ребенка;

·        инициативность и самостоятельность - умение проявлять инициативу во всех видах детской деятельности, в ситуациях общения с детьми и взрослыми, добиваться результатов;

·        ответственность - обязательство за проявление собственной личной инициативы;

·        произвольность - соподчинение собственных мотивов и мотивов других детей. Умение управлять своим поведением в соответствии с определенными сформированными у него представлениями, правилами и нормами.

Иными словами, мы должны выпустить ребенка, физически и психически здорового, приспособленного к условиям окружающей социальной среды, эмоционально раскрепощенного, легко идущего на контакт со взрослыми и сверстниками, имеющего стремление к поддержанию здорового образа жизни, с развитым в соответствии с возрастом интеллектом и творческим потенциалом.

 

3.4. Модель будущего дошкольного образовательного учреждения  (как желаемый результат):

 

Перспектива новой модели учреждения предполагает:

·        эффективную реализацию комплексной программы развития, воспитания и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающую условия для развития способностей ребенка, приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств социально ориентированной личности, обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие;

·        обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования, преемственности дошкольного, дополнительного и семейного образования, интеграции всех служб детского сада в вопросах развития детей;

·        личностно-ориентированную систему образования и коррекционной помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью, индивидуализированностью подходов;

·        расширение участия коллектива, родительского актива в разработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения;

·        обновленную нормативно-правовую, финансово-экономическую, материально-техническую и кадровую базы для обеспечения широкого развития новых форм дошкольного образования;

·        четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций и ответственности всех субъектов образовательного процесса;

·        усиление роли комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса;

·        принципиально новую развивающую предметно-прстранственную среду, в которой бы сами предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы «обучения и развития» - возможность самостоятельного поведения;

·        высокую конкурентоспособность образовательного учреждения путем включения в педагогический процесс новых форм дошкольного образования, а также расширения сферы образовательных услуг, предоставляемых воспитанникам и неорганизованным детям микрорайона.

 

Раздел 4. Стратегия развития дошкольного образовательного учреждения

 

       Стратегия  развития учреждения рассчитана на период до 2017 года.    Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие детского сада. Эти направления определены тематическими блоками: «Воспитанники», «Здоровье», «Управление», «Кадровый потенциал», «Сотрудничество», «Безопасность», обеспечивающими участие в реализации программы коллектива детского сада, родителей воспитанников, социума. Блоки взаимосвязаны между собой стратегической целью и отражают последовательность тактических мероприятий.

 

 «Воспитанники»:

·       Повышение качества образования дошкольников.

·       Расширение спектра  услуг, предоставляемых ДОУ  путем включения в педагогический процесс ряда инновационных форм дошкольного образования.

 расширения спектра дополнительных образовательных услуг.

·       Сотрудничество с социумом в вопросах разработки, и внедрения новых образовательных услуг.

·       Совершенствование системы коррекционной помощи детям.

·       Индивидуализация образовательного процесса путем введения индивидуальных образовательных маршрутов для детей, испытывающих трудности в усвоении программного материала, а также одаренных в той или иной области.

·       Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования, создание предпосылок для успешной адаптации выпускников ДОУ к обучению в школе.

 

«Здоровье»:

·       Обеспечение условий для сохранения, поддержания и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса путем совершенствования работы ДОУ.

·       Индивидуализация здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности детского сада.

·       Организация работы по профилактике социально обусловленных заболеваний среди взрослого и детского населения микрорайона.

·       Укрепление межведомственных связей через разработку совместных программ, направленных на поддержание и укрепление здоровья подрастающего поколения.

·       Совершенствование системы мониторинга качества здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения.

 

«Управление»:

·       Подготовка нормативно-правового обеспечения; отработка механизмов деятельности учреждения, совершенствование системы мониторинга эффективности деятельности ДОУ.

·       Установление прямых связей с предприятиями, учреждениями и организациями в целях оказания содействия в выполнении стоящих перед учреждением задач.

·       Модернизация финансово-экономической деятельности учреждения, повышения инвестиционной привлекательности детского сада, использования многоканальных источников финансирования (бюджет, добровольные пожертвования и спонсорская помощь, доходы от платных дополнительных услуг, участие учреждения в приоритетных проектах и программах в области образования).

 

«Кадровый потенциал»:

·       Стимулирование инновационного потенциала, постоянный рост квалификационного уровня медико-педагогического персонала учреждения.

·       Повышение привлекательности учреждения для молодых специалистов.

·       Организация межведомственного взаимодействия, создание системы социального партнерства.

·       Обеспечение научного сопровождения образовательного и оздоровительного процессов в рамках осуществления экспериментально-исследовательской и проектной деятельности педагогов.

·       Выявление, обобщение и транслирование передового педагогического опыта на разных уровнях.

·       Осуществление комплекса социально направленных мероприятий с целью создания положительной мотивации труда у сотрудников (рациональная организация труда; соблюдение социальных гарантий; отработка механизмов стимулирования труда работников образовательного учреждения).

 

 

«Сотрудничество»:

·       Повышение престижа дошкольного образовательного учреждения среди родителей с детьми раннего и дошкольного возраста.

·       Обеспечение условий для осуществления преемственности и плавного перехода от воспитания и развития детей в условиях семьи к воспитанию и развитию в условиях ДОУ. 

·       Дифференциация работы с семьями воспитанников и родителями, с детьми раннего и дошкольного возраста: организация профилактической работы с тревожными семьями, семьями из группы риска; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

·       Совместная разработка и реализация проектов.

 

«Безопасность»:

·       Приведение в соответствие с требованиями СанПиН территории, здания, помещений и коммуникационных систем учреждения.

·       Обеспечение безопасных условий для роста и развития детей раннего и дошкольного возраста посредством постепенного обновления предметно-развивающей среды и материально-технической базы детского сада.

·       Внедрение ресурсосберегающих технологий.

·       Повышение персональной ответственности сотрудников учреждения за обеспечение безопасности жизни и здоровья детей.

Раздел 5. Этапы реализации программы

                         Этапы

 

 

 

 

 

Система

мероприятий

2014–2015 гг.

Организационно-подготовительный этап

Цель: Определение возможностей дошкольного учреждения и готовности коллектива детского сада для реализации задач программы развития. Создание банка нормативно-правовых и методических материалов.

2015–2016 гг.

Развивающий

(обновленческий этап)

Цель: Развитие образовательного учреждения в логике перспективной модели. Оптимизация функционирования детского сада, как системы. Апробация инноваций и коррекция отдельных направлений работы с позиции дифференциации перспектив развития.

2016 -2017 гг.

Аналитико-информационный этап

Цель: Внутренняя и внешняя экспертная оценка достижений при реализации перспективной модели учреждения. Формирование адекватных и целостных  представлений о реальном состоянии образовательной системы. Обобщение и распространение накопленного опыта, интеграция результатов в деятельность.

 

 

 

Блок

«Воспитанники»

1. Разработка программы мониторинга качества образовательных услуг.

2. Проведение комплексной оценки качества образовательного процесса в детском саду (с позиции коллектива учреждения, заказчиков образовательной услуги: родителей воспитанников и представителей социума).

3. Совершенствование образовательной программы.

4. Налаживание системы межведомственного взаимодействия (заключение договоров о сотрудничестве, разработка и утверждение совместных планов работы).

5. Совершенствование предметно-развивающей среды учреждения, пополнение пакета методического сопровождения, программы, реализуемой в ДОУ.

6. Мониторинг качества коррекционно-образовательной работы в учреждении. Создание условий для ее модернизации.

7. Мониторинг актуального состояния системы дополнительного образования в учреждении, степени востребованности той или иной услуги заинтересованным населением. Создание условий для ее совершенствования (пополнение среды развития, разработка пакета нормативно-правового, методико-дидактического и диагностического сопровождения).

8. Осуществление спектра мероприятий, направленных на создание условий для функционирования в ДОУ новых форм дошкольного образования.

9. Совершенствование качества работы функционирующих вариативных форм дошкольного образования.

10. Совершенствование качества работы функционирующих дополнительных образовательных услуг.

1. Реализация административного проекта «Современный воспитатель», направленного на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов учреждения и способствующего повышению качества образовательных услуг.

2. Реализация совместных планов развития детей (учитывающих образовательно-оздоровительный потенциал социума); отслеживание эффективности при реализации этих программ, внесение необходимых корректив.

3. Разработка и утверждение индивидуальных программ раннего развития способностей дошкольников.

4. Использование в образовательном процессе современных технологий дошкольного образования.

5. Переход коррекционно-образовательной работы в учреждении на новый качественный уровень. Расширения спектра платных дополнительных образовательных услуг в области коррекции речевых, физических нарушений в развитии, отклонений в становлении психических процессов.

6. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг, предоставляемых ДОУ, с учетом потенциала педагогов ДОУ и образовательно-оздоровительных возможностей социума. Предоставление услуг,  как воспитанникам детского сада, так и неорганизованным детям.

7. Включение в практику работы новых форм дошкольного образования. Реклама новых услуг ДОУ.

8. Разработка и реализация программы предшкольной подготовки воспитанников ДОУ, обеспечивающей успешную адаптацию выпускников детского сада к школьному обучению.

9. Совершенствование качества работы функционирующих вариативных форм дошкольного образования.

10. Совершенствование качества работы функционирующих дополнительных образовательных услуг.

1. Комплексная экспертиза качественных изменений в системе дошкольного образования в учреждении. Внесение необходимых корректив в образовательную программу.

2. Выявление и транслирование на разном уровне положительного педагогического опыта в воспитании, развитии, оздоровлении детей раннего и дошкольного возраста.

3. Построение целостной системы дифференцированной и индивидуальной работы педагогов с детьми от 1,5  до 7 лет по развитию индивидуальных способностей в разных видах деятельности.

4. Анализ эффективности внедрения в учреждении новой системы планирования, внесение необходимых корректив в планы образовательной деятельности.

5. Анализ эффективности использования в образовательном процессе комплексной, научно обоснованной программы по профилактике и коррекции нарушений развития у детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. Транслирование опыта ее реализации.

6. Стабильная работа в учреждении кружков и студий. Анализ степени востребованности услуг, определение перспектив.

7. Отслеживание эффективности внедрения в практику работы новых форм дошкольного образования; качества образовательных услуг в группах разной направленности.

8. Анализ преемственности дошкольного и начального школьного образования, создание предпосылок для успешной адаптации выпускников ДОУ к обучению в школе.

 

Блок

«Здоровье»

 1. Мониторинг качества здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения.

2. Создание условий для оптимизации деятельности по сохранению и укреплению здоровья в детском саду. Разработка  программы «Здоровье».

3. Создание условий для осуществления в детском саду работы по профилактике социально-обусловленных заболеваний, пропаганде здорового образа жизни среди воспитанников и их родителей.

4.Подготовка пакета материалов к лицензированию деятельности медицинского кабинета.

 1. Совершенствование структуры и внедрение в практику работы индивидуальных маршрутов здоровья, дифференцированных программ поддержания и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста.

2. Организация распространения положительного опыта здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения и семей воспитанников в процессе работы консультационного центра детского сада.

3. Разработка и реализация комплексной программы профилактики возникновения у воспитанников вредных привычек, формирования у них культуры здоровья. Организация межведомственного взаимодействия в этом направлении.

4. Разработка совместных планов работы с учреждениями здравоохранения.

5. Реализация системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья, снижения заболеваемости сотрудников.

 1. Комплексная оценка эффективности здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности ДОУ.

2. Транслирование опыта работы дошкольного учреждения в вопросах приобщения детей и взрослых к культуре здоровья через систематический выпуск буклетов и информационных листовок и распространение их среди заинтересованного населения.

3. Мониторинг эффективности работы ДОУ по профилактике социально-обусловленных заболеваний и асоциального поведения среди выпускников ДОУ, целесообразности работы по профилактике ценностей здорового образа жизни среди воспитанников и их родителей.

4. Разработка и реализация проектов здоровьесберегающей и здоровьеформирующей направленности.

 Блок

«Управление»

 1.Делегирование управленческих полномочий  некоторым сотрудникам учреждения.

2. Создание условий для расширения возможностей использования ИКТ  в процессе управления детским садом и в повышении качества образовательного процесса.

3. Переход детского сада на новую систему оплаты труда работников бюджетной сферы, привлечение многоканальных источников финансирования (бюджет, добровольные пожертвования и спонсорская помощь, доходы от платных дополнительных услуг, грантовые средства, участие учреждения в приоритетных проектах и программах в области образования).

4. Анализ актуального состояния и перспектив для совершенствования финансово-экономической модели учреждения (нормативно-правовые основы оказания платных дополнительных образовательных услуг, спонсорской и благотворительной помощи).

Делегирование управленческих полномочий  некоторым сотрудникам учреждения.

5. Создание условий для расширения возможностей использования ИКТ  в процессе управления детским садом и в повышении качества образовательного процесса.

 6. Расширение общественного участия в управлении учреждением.

 1. Расширение общественного участия в управлении учреждением.

2. Организация и включение в структуру управления ДОУ мобильных объединений педагогов учреждения, родителей воспитанников.

 1. Анализ эффективности работы мобильных объединений.

2. Анализ роста инвестиционной привлекательности детского сада.

 

Блок

«Кадровый потенциал»

1.Мониторинг актуального состояния кадровой обстановки в учреждении.

2. Разработка комплексного плана по повышению профессиональной компетентности медико-педагогического и обслуживающего персонала.

3. Разработка стратегии повышения привлекательности учреждения для молодых специалистов.

4. Пересмотр содержания Правил внутреннего трудового распорядка, Коллективного договора; Положения о педагогическом совете.

5. Создание условий для составления портфолио каждого педагога образовательного учреждения, как формы обобщения опыта педагогической деятельности.

 

 

 

1. Реализация плана мотивирования и стимулирования инновационной деятельности и проектной культуры педагогов, профилактики профессионального выгорания, стремления к повышению своей квалификации.

2. Организация работы мобильных объединений педагогов, родителей, представителей социума с целью решения актуальных вопросов организации образовательного процесса.

3. Организация межведомственного взаимодействия, создание системы социального партнерства с учреждениями образования, культуры, здравоохранения и спорта города.

4. Обеспечение сопровождения образовательного, оздоровительного и коррекционного процессов в рамках осуществления экспериментальной  и проектной деятельности педагогов.

5. Осуществление комплекса социально-направленных мероприятий с целью создания положительной мотивации труда у сотрудников (рациональная организация труда; соблюдение социальных гарантий; отработка механизмов стимулирования труда работников образовательного учреждения в условиях новой системы оплаты труда, привлечение к работе в учреждении молодых специалистов).

6. Реализация долгосрочной программы курсовой подготовки персонала дошкольного учреждения.

1. Определение перспективных направлений деятельности по повышению профессионального уровня сотрудников.

2. Транслирование опыта работы учреждения по привлечению к работе молодых специалистов.

3. Организация работы экспериментальной площадки.

4. Выявление, обобщение и транслирование передового педагогического опыта на разных уровнях через конкурсы профессионального мастерства, участие в конференциях, публикации в СМИ, проектную деятельность и т.д.

5. Анализ эффективности мероприятий, направленных на социальную защищенность работников учреждения.

Блок

«Сотрудничество»

1. Оценка актуального состояния работы с родителями воспитанников и с заинтересованным населением (родители, имеющие детей дошкольного возраста, представители учреждений образования и здравоохранения).

2. Создание условий для совершенствования системы взаимодействия с родителями (совершенствование нормативно-правовой базы, заключение договоров межведомственного взаимодействия, разработка совместных планов).

1. Разработка и реализация программы с учетом образовательно-оздоровительного потенциала социума. Дифференцированная работа с семьями воспитанников и  родителями, с детьми раннего и дошкольного возраста:

подпрограмма по профилактике социально-обусловленных заболеваний, предупреждению асоциального поведения;

подпрограмма повышения педагогической и валеологической культуры молодых родителей через работу Консультационного пункта;

подпрограмма повышения престижа детского сада среди заинтересованного населения при помощи досуговой деятельности;

2. Разработка и реализация совместных с родителями проектов.

3. Повышение престижа ДОУ среди заинтересованного населения через налаживание  связей со СМИ (публикации, репортажи), полиграфическими организациями (буклеты, листовки), сетью Интернет (сайт).   

1. Мониторинг престижности  дошкольного образовательного учреждения среди родителей с детьми раннего и дошкольного возраста.

2. Анализ реализации подпрограмм, транслирование положительного опыта семейного воспитания и опыта взаимодействия с родителями на разном уровне.

3. Поддерживание  положительного имиджа детского сада, обеспечение возможности для транслирования передового педагогического опыта сотрудников ДОУ в области дошкольного образования.

Блок

«Безопасность»

1. Создание системы условий, обеспечивающей всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка.

1. Приведение в соответствие с требованиями СанПиН территории, здания, помещений и коммуникационных систем учреждения.

2. Работы по обновлению предметно-развивающей среды и материально-технической базы детского сада за счет многоканальных источников финансирования.

1. Анализ эффективности внедрения ресурсосберегающих технологий.