Образовательная программа

OOP

Содержание основной образовательной программы МБДОУ

 

 

Введение

4

1

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

4 - 6

1.1.1.

Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации образовательной программы дошкольного образования

6 - 7

1.1.2

Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы

7 - 10

1.1.3.

Значимые характеристики  для разработки и реализации   основной общеобразовательной программы

11

Общие сведения об Учреждении.

Сведения о  контингенте детей, воспитывающихся в ДОУ.

11 - 12

Особенности кадрового обеспечения образовательного процесса

12

Характеристика семей воспитанников

12-13

Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

13 - 20

1.1.4.

Планируемые результаты освоения Программы;

целевые ориентиры дошкольного образования, формулируемые в ФГОС дошкольного образования;

20

целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте;

дошкольного возраста;

21

целевые ориентиры на этапе завершения

21 - 22

система мониторинга достижения детьми планируемых результатов  освоения Программы

22

2.

Содержательный раздел

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

23 - 24

2.1.1.

социально-коммуникативное развитие

24 - 39

2.1.5.

 познавательное развитие

39 - 51

2.1.3.

речевое развитие

52 - 60

2.1.2

художественно-эстетическое развитие

61 – 75

2.1.4.

физическое развитие.

75 - 83

2.2.

 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы

83 - 85

2.2.1.

организационные, национально-культурные и  климатические особенности;

2.2.2.

формы образовательной деятельности, осуществляемые в процессе организации различных видов детской деятельности;

85 - 86

2.2.3.

 образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

86 - 87

2.2.4.

Самостоятельная деятельность детей

87-88

2.2.5.

Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья

88 - 89

2.3.

 Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей: - логопедические условия;

-психолого-педагогические условия;

-консилиум.

89 - 97

2.3.1.

Способы и направления поддержки детской инициативы

97 - 99

2.3.2.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников

99 - 100

2.3.3.

Обеспечение преемственности ДОУ и школы

100 - 102

2.3.4.

Модель выпускника МБДОУ «Детский сад № 51»

102 - 104

2.3.5.

Взаимодействие ДОУ с социумом

104

3.

Организационный раздел

104 - 105

3.1.

Описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.2.

Методическое обеспечение Программы, средства обучения и воспитания

105 – 109

3.3.

Организация режима дня в ДОУ

Режим пребывания детей в образовательном учреждении

110 – 111

3.4.

Модель организации двигательного режима

111-112

3.5.

Индивидуальный режим (для вновь поступающих детей)

112-113

3.6.

Щадящий режим дня (для детей после болезни, ослабленных)

113-114

3.7.

Особенности организации образовательного процесса в группе раннего возраста (2-3 года)

114

3.8.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

115-119

3.9.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

119 - 123

3.10

Механизм реализации программы

123 - 125

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 51» обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие ДОУ в соответствии с принципами государственной политики РФ в области образования.

Основная образовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) МБДОУ «Детский сад № 51» разработана в соответствии с:

− Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

− Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);

− Приказом Министерства образования и науки РФ №1014

Целью Программы является развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, этетических и личностных качеств ребёнка, творческих способностей, а также развитие предпосылок учебной деятельности.

В соответствии с п. 2.11 ФГОС ДО программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражаются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка.

Программа направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.

Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Объём обязательной части Программы определен в соответствии с возрастом воспитанников. Соотношение обязательной части Программы и части формируемой участниками образовательного процесса (с учетом приоритетной деятельности ДОУ) составляет 60% и 40% (региональный компонент и вариативная часть)

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.            Пояснительная записка

Основная образовательная программа дошкольного образования  МБДОУ «Детский сад № 51» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:

− Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

− Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);

− Инструктивно методическое письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000г №65/23-16, определяющее требования к нагрузке детей, планирование учебной нагрузки в течение недели;

− Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

− Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучения по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2014 г., № 32220, вступил в силу 27 мая 2014 г.).

 − Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908).

 − Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014 г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования».

− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Комментариями  Минобрнауки  России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249;

Программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в МБДОУ «Детский сад № 51» и обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи. Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста, обеспечивающая разностороннее развитие воспитанников МБДОУ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Программа направлена на:

· создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

· на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей

 

Программа учитывает:

· индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

· возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности по следующим направлениям  развития и образования детей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие; 

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Программа является внутренним стандартом для всех участников образовательного процесса:

  • Определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности всех педагогов МБДОУ.
  • Способствует адекватности интегративного подхода в содержании образования, взаимному «пронизыванию» различных видов предметности в разных видах и формах детской деятельности.
  • Способствует накоплению спонтанного опыта детей в организованной обобщенной предметной среде; в специально продуманной и мотивированной самостоятельной деятельности; в реальном и опосредованном обучении.
  • Обеспечивает реализацию права родителей на информацию об образовательных услугах МБДОУ, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества получаемых услуг

Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в МБДОУ «Детский сад № 51»

Программа может корректироваться в связи с изменениями:

  • нормативно-правовой базы МБДОУ,
  • образовательного запроса родителей,
  • видовой структуры групп,
  • выходом примерных основных образовательных программ.
  • 1.1.1. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

     

    Цели и задачи образовательной деятельности МБДОУ «Детский сад  № 51» определяются Программой дошкольного образования, реализуемой по четырем направлениям развития ребенка: социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое, познавательно-речевое.

    Цель образовательной деятельности ДОУ: сформировать у детей интегративные качества (физические, интеллектуальные, личностные), обеспечивающие готовность ребенка к школьному обучению: любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость, произвольность поведения; представления об окружающей действительности, соответствующие возрастным возможностям; универсальные умения осуществления различных видов деятельности, навыки общения.

    Данная цель реализуется через решение следующих задач:

    ● охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

    ● обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

    ● обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

    ● создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

    ● объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

    ● формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

    ● обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

    ●формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

    ● обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

    1.1.2. Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования.

    Программа основывается на положениях:                                                                 

    1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста (учет зоны ближайшего развития ребенка, непроизвольности психических процессов, сенситивных (оптимальных) периодов для развития новых качеств психики и личности дошкольника и др.);

    2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования;

    3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования.

    Программа

    - направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое) развитие;

    - обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

    - соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

    - предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальное развитие всех специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, игры как ведущего вида детской деятельности ребенка;

    -обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих:

     1) совместную деятельность взрослого и детей,

     2) самостоятельную деятельность детей.

    Программа строится на основе следующих принципов:

    -       Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – рассмотрение детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

    -       Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития.

    -       Личностно-ориентированный и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Уважение личности ребенка.

    -       Развивающее обучение. Главная цель  дошкольного образования – развитие ребенка. Обучение, как целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором происходит  передача взрослым и присвоение ребенком социального опыта, ведет за собой развитие. Таким образом, образование должно строиться в зоне ближайшего развития ребенка.

    -       Индивидуализация образования. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

    -       Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

    -       Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

    -       Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

    -       Сотрудничество МБДОУ  «Детский сад № 51»с семьей.

    -       Учет этнокультурной ситуации развития детей.

    -       Интеграция содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Принцип интеграции связан с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, когда

    • поведение и деятельность дошкольника представляет собой «еще недостаточно дифференцированное целое» (Л.С. Выготский);
    • «схватывание целого раньше частей позволяет ребенку «сразу» интегрально видеть предметы глазами всех людей» (В.В. Давыдов);
    • «прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения» (В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев)

     

    Принцип интеграции реализуется через:

    • интеграцию содержания дошкольного образования (интеграцию содержания различных образовательных областей и специфических видов детской деятельности по освоению образовательных областей);
    • интегративные качества личности ребенка как результат дошкольного образования, а так же основа и единые целевые ориентиры базовой культуры ребенка дошкольного возраста;
    • интеграцию разных типов учреждений (дошкольного, общего, дополнительного образования, социокультурных центров, библиотек, клубов) и групп детей дошкольного возраста, представляющих различные возможности для развития дошкольников и обеспечивающих их позитивную социализацию.

    Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса предполагает объединение комплекса различных видов специфических детских видов деятельности вокруг единой темы при организации образовательного процесса. При этом в качестве тем могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, реализация проектов, сезонные явления в природе, праздники, традиции.

    Принцип адаптивности реализуется через:

    • адаптивность предметно-развивающей среды МБДОУ к потребностям ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей комфорт ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, полноценное развитие;
    • адаптивность ребенка к пространству МБДОУ и окружающему социальному миру.
    • Учет гендерной специфики  развития детей дошкольного возраста.

    При формировании Программы учтены следующие подходы:

    Качественный подход (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже) к проблеме развития психики ребенка:

    Психика ребенка обладает качественно другими характеристиками, чем психика взрослого человека, и лишь в процессе онтогенетического развития она начинает обладать характеристиками взрослого человека.

    Дошкольник учится в меру того, в  меру чего программа воспитателя становится его собственной программой: насколько ему интересно и понятно.

    У дошкольников еще нет мотивов учения, позволяющих ему осмысленно отнестись к учению как к самостоятельному занятию. Дошкольник наилучшим способом запоминает все то, что запоминается непосредственно, непреднамеренно: в игре, во время чтения книг, по ходу различных видов деятельности.

    Возрастной подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже) к проблеме развития психики ребенка:

    Психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста.

    Для каждой психической функции есть свой сенситивный период (период оптимального развития). В дошкольном возрасте доминирует развитие памяти. Запоминает то, что лежит в сфере его потребностей и интересов. Если взрослый предлагает занятие, которое не отвечает интересам и потребностям ребенка – не возникает мотивация.

    «Дошкольник думает, вспоминая. Школьник думая, вспоминает». (Л.С. Выготский.)

    Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский) к развитию психики ребенка:

    Развитие определяется как «… процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития».

    Принципы:

    -Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка.

    -Учет зоны ближайшего развития (сегодняшняя зона ближайшего развития станет для ребенка уровнем его актуального развития).

    -Среда является источником развития ребенка (одно и то же средовое воздействие по-разному сказывается на детях разного возраста в силу их различных возрастных особенностей).

    -В качестве основных условий полноценного развития ребенка выступают: общение между ребенком и взрослым и нормальное развитие (созревание и функционирование) нервной системы ребенка.

    Личностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) к проблеме развития психики ребенка:

    В дошкольном возрасте деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.

    Расширение возможностей развития психики ребенка-дошкольника за счет максимального развития всех специфических детских видов деятельности, в результате чего происходит не только интеллектуальное, но и личностное развитие ребенка.

    Деятельный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов) к проблеме развития психики ребенка:

    Деятельность рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.

    Игра – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника!

    В игре формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности: символическая функция, воображение и фантазия, целеполагание, умственный план действия, произвольность поведения и др.

     

    1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации основной общеобразовательной программы

     

    Общие сведения об Учреждении

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №51» создано на основании распоряжения главы Администрации города Курска от 13.05.1996г С 19.11.1990г. в связи с организацией одной группы для детей раннего возраста МДОУ «Детский сад № 51» переименовано в «Ясли-сад № 51» на основании приказа № 146 по Ленинскому РОНО от 19.11.1990 г. На основании приказа УНО № 42/67 от 02.06.1992 г. на базе ясли - сад открыты 2 группы для детей с задержкой психического развития. МДОУ «Ясли - сад № 51» переименовано в муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 51» на основании приказа № 615 от 20.07.2000 г. и № 1158 от 13.12.2000 г. департамента образования города Курска. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 51» переименовано в муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 51» на основании приказа № 250 от 01.03.2001г. департамента образования города Курска, МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 51» реорганизовано в дошкольное образовательное учреждение для массового контингента детей дошкольного возраста на основании приказа № 391 от 02.06.2003г. комитета образования города Курска. С 2003 по 2005 год детский сад закрыт на ремонт. С 09.03.2005 г. учреждение возобновило функционирование как МДОУ «Детский сад № 51» на основании приказа № 104 от 09.03.2005 г. комитета образования города Курска.

    Тип муниципального учреждения – бюджетное.

    Тип образовательной организации в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с учетом организационно-правовой формы – дошкольное образовательное учреждение.

    Место нахождения Учреждения (юридический, фактический и почтовый адрес): Российская Федерация, Курская область, 305004, город Курск, Ново-Ахтырский пер., д. 24. Телефон: (4712) 58-81-69.

    Учреждение не имеет представительств и филиалов.

    Учредителем Учреждения и собственником имущества является муниципальное образование «Город Курск».

    Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени муниципального образования «Город Курск» осуществляет комитет образования города Курска (далее по тексту – Учредитель), в ведении которого Учреждение находится.

    Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 04.04.2012 г., регистрационный №  1234; серия 46 № 001026, срок действия – бессрочная.

    Предельная наполняемость  ДОУ – 60 мест.

    Сведения о контингенте детей, воспитывающихся в ДОУ.

    МБДОУ «Детский сад № 51» в 2018-2019 учебном году посещают 94  воспитанника в возрасте от 2 до 7 лет. В Учреждении действует 3 разновозрастные группы – общеразвивающей направленности  для детей от 2 до 7 лет.

    Возрастная категория

    Направленность группы

    Количество групп

    Количество воспитанников

    от 2 – до 3 лет

    общеразвивающая

    1

    24

    от 4 – до 5 лет

    общеразвивающая

    1

    35

    от 6 – до 7 лет

    общеразвивающая

    1

    35

    Итого

    94

    Все группы ДОУ однородны по возрастному составу детей. Возрастной принцип комплектования групп обеспечивает целенаправленность процесса воспитания и обучения. Группы функционируют в режиме пятидневной рабочей недели с 12-часовым пребыванием.

    Особенности кадрового обеспечения образовательного процесса

     

    Администрация МБДОУ представлена в лице заведующего Степановой А.С.

    Образовательный процесс в ДОУ осуществляют 9 педагогов. Из них – 6 воспитателей,

     3 – специалиста.

    - 1 квалификационную категорию имеют  - 3 педагога

    Соответствие занимаемой должности  - 3 педагога.

    Кроме воспитателей в ДОУ работают  специалисты: 

    - учитель-логопед – 1,

    - музыкальный  руководитель – 1,

    - инструктор по физической культуре – 1.

     

    Характеристика кадрового состава

    Количество

     Образование

    Высшее педагогическое образование 

    9

    Среднее педагогическое

    2

    Обучаются в Вузе

    0

     Стаж работы

    До 5 лет

    1

    От 5 до 15 лет

    6

    От 15 до 25 лет

    2

    Более 25 лет

    1

    Квалификационная категория

    Высшая

    0

    Первая

    3

    Соответствие занимаемой должности

    3

     

    Дошкольное учреждение постоянно осуществляет курсовую подготовку и переподготовку педагогического персонала, способствуя, таким образом, повышению профессионального мастерства педагогов. Коллектив учреждения активно транслирует свой педагогический опыт на различных уровнях. Отличительной особенностью дошкольного учреждения является стабильность педагогических кадров и учебно-вспомогательного персонала.

     

    Характеристика семей воспитанников

     

    Содержание и реализация Образовательной программы зависит и от контингента родителей ДОУ, так как они являются первыми воспитателями своих детей. В зависимости от социального статуса, образования, возраста подбираются различные формы работы с родителями по реализации Образовательной программы.

     

    Количество многодетных семей

    Количество неполных семей

    Опекунские семьи

    Количество семей с детьми-инвалидами

    Работающие

    Неработающие

    Всего

    Одинокие матери

    Одинокие отцы

    9

    6

    4

    -

    2

    -

    91

    3

    Взаимоотношения между МБДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором.

    Образовательный уровень родителей: высшее – 64% , среднее специальное – 14%,  среднее – 12%, неоконченное высшее – 10%.

     

    Характеристика особенностей развития детей раннего

    и дошкольного возраста

     

    Возрастные особенности детей 2-3 лет

    На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

    Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

    Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

    В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

    Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

    Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

    К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

    Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

    В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

    Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой- либо предмет.

    На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

    Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

    Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

    Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения.

    Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

     

    Возрастные особенности детей 3 - 4 лет

    В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

    Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами.

    Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

    Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

    Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

    Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

    Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред-эталонов - индивидуальных единиц восприятия - переходят к сенсорным эталонам - культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса - и в помещении всего дошкольного учреждения.

    Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

    Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

    В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

    Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

    Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

    В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.

     

     

    Возрастные особенности детей 4 - 5 лет

    В игровой деятельности детей 4-5 лет появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

    Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

    Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

    Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

    К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым.

    Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

    Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

    Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.

    Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

    Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же - больше белых.

    Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

    Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В возрасте 4-5 лет улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

    Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством а основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

    Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

    У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

    Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я - ребенка, его детализации.

    Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции, развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я- ребенка, его детализацией.